Сыр-бор из-за натрия
Заложник противоречий в законодательстве просит о помощи
Натрий кремнефтористый, также называющееся гесафторосиликатом натрия, является товаром, который может использоваться как в гражданском обороте, так и при производстве химического оружия. Именно этот товар из России поставляло карагандинское ТОО «КазСибЭнерго» с 2012 года для крупной промышленной корпорации.
В Палату предпринимателей Карагандинской области обратился директор ТОО «КазСибЭнерго» Андрей Иванов с просьбой защитить права и законные интересы.
Натрий кремнефтористый применяется как компонент для производства кислотоупорных растворов из мазок, используемых для защиты оборудования от воздействия агрессивных кислотных сред. Основной объем данного товара реализуется для ТОО «Корпорация Казахмыс» с самого начала деятельности «КазСибЭнерго», и с 2012 года никаких проблем с таможенными органами не возникало. Никаких специальных разрешений при покупке и отгрузке в РФ не требовалось.
Но после очередной поставки в Казахстан товара в августе этого года в отношении предприятия было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренным ст.286 ч.1 УК РК - «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено».
Почему вдруг товар стал контрабандным?
Это пояснил следователь службы экономических расследований управления госдоходов г. Караганды Олжас Мусабеков. Как оказалось, натрий кремнефтористый используется не только в строительных целях, но и может использоваться при создании химического оружия.
«Постановлением Правительства РК, подписанного в феврале 2015 года, этот товар внесен в «Перечень ядов, производство, переработка, приобретение, хранение, реализация, использование и уничтожение которых подлежит лицензированию». Согласно информации Комитета индустриального развития и промышленной безопасности, ТОО «КазСибЭнерго» на ввоз товара лицензию не получало. Именно на основании этого ответа нами и было возбуждено уголовное дело. Мы выявили факт и передали дело в Департамент внутренних дел. Дальнейшая судьба дела нам неизвестна. Известно, что транспортное средство с грузом находится на складе временного хранения», - описал ситуацию следователь.
Андрей Иванов, слушая представителя службы, только и мог восклицать: «Отдайте прицеп! Там же не хранится ничего, мне работать надо!» Однако, по словам О. Мусабекова, «ходатайство А. Иванова удовлетворено, но выдать его невозможно, так как транспортное средство опечатано и стоит на СВХ, хотя и не имеет отношения к преступлению». С чем связано такое недоразумение, госслужащий не пояснил.
Геннадий Жмук, заместитель директора ПП Карагандинской области по правовым вопросам, недоумевал, почему с 2012 года товар ввозить разрешалось, а теперь - нет? И почему нельзя было пойти навстречу предпринимателю, разъяснив, что в дальнейшем ему необходимо получить лицензию. Как выяснилось, все эти годы перевозка была незаконна, а почему не обошлись предупреждением, это особо не практикуется со стороны службы экономрасследований, хотя законом предполагается такая процедура.
Член Президиума НПП Талгат Доскенов отметил, что за такое пренебрежение правом налогоплательщиков - получить правильную информацию - нужно ввести административную и даже уголовную ответственность.
«Предприниматель впервые попал в такую ситуацию, и не может ничего предпринять: ни работать не может, и обвинение не предъявлено. Возбуждено уголовное дело, а обвинение не предъявлено. Измените точку зрения, это не враги ваши, чтобы уничтожать карательными мерами. Они - наши граждане, они делают экономику, они платят налоги, на которые государство вас содержит!», - призвал к совести сотрудников налогового органа Т. Доскенов.
Но следователь службы экономических расследований только разводил руками - «таков закон», обязаны принять меры по ограничению.
Отметим, что при экспорте (импорте) данного товара - натрия кремнефтористого с территории Таможенного союза применяются меры нетарифного регулирования и запрещен импорт в третьи страны (не входящие в Таможенный союз).
Положения о запрете импорта (экспорта) закреплены в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии №30 от 21.04.2015 года «О мерах нетарифного регулирования», которым установлены введенные Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года N 132, единые меры нетарифного регулирования - запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров. Данным решением утвержден единый перечень товаров, к которым применяются единые запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле только с третьими странами.
В едином перечне под пунктом 25 имеется наименование - натрий кремнефтористый. Однако про установление ограничений ввоза и вывоза между государствами-членами Евразийского экономического союза не указывается.
Также существует действующее международное соглашение «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран» от 25.01.2008 года, где в п. 5 ст. 9 говорится, что применение мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории в случае введения Стороной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи мер нетарифного регулирования в виде запрета или ограничения вывоза отечественных товаров в третьи страны, другие Стороны, не применяющие указанные меры, не допускают вывоза этих товаров без наличия лицензии и (или) разрешения, выданных уполномоченным государственным органом исполнительной власти государства этой Стороны. То есть имеются в виду ограничения, установленные в отношении товаров на территории таможенного союза в торговле с третьими странами, в виде наличия лицензии и разрешения, однако ограничений для внутреннего рынка не имеется.
Теперь Комитету госдоходов РК и прокуратуре области предстоит выяснить, почему же Постановление Правительства РК требует одного, а международными нормами предусмотрено другое, и как быть предпринимателю, который стал заложником противоречий в законах.
Оставьте комментарий:
Комментарии: