Дуальное обучение: сплошная выгода
Еще год назад карагандинские машиностроители были скептически настроены к внедрению дуальной системы
Многолетний опыт показывал: выпускники приходят на производство неподготовленными, их приходится переучивать практически с нуля.
Как получилось так, что сейчас они за выпускниками встают в очередь?
Карлыгаш Оспанова внедряет дуальное обучение в Карагандинской области уже третий год. Опытный педагог, придя в Палату предпринимателей начальником отдела развития человеческого капитала и социального партнерства, сразу увидела проблему предпринимателей - катастрофически не хватает рабочих кадров, а те, что приходят после учебы - совершенно не то, чего ожидают работодатели.
«Дуальная система внедряется уже давно, но долгое время она не работала - в учебно-типовых планах почти не было практики, весь процесс обучения - в отрыве от производства. Кадры - это самое ценное в бизнесе, чем квалифицированнее персонал, тем конкурентоспособнее предприятие и его продукт», - рассказывает Карлыгаш Асановна.
Палатой был разработан учебный план, в котором были учтены все потребности предприятий. На основании плана были отобраны несколько колледжей, на базе которых команда РПП приступила к подготовке специалистов строго по требованию работодателей.
«Начиная с 2014 года, два учебных заведения города Темиртау - политехнический и машиностроительный колледжи начали работать по новой технологии обучения. Учебный процесс выстроен по модульной системе. В результате такого подхода получался, к примеру, не просто механик, а специалист, у которого несколько подтвержденных квалификаций. Раньше было как? Студенту выдавался сертификат, что он де отучился 2 года и стал токарем. А сейчас все по-другому - учебный процесс разбивается на модули: от простого к сложному. Завершение каждого модуля подтверждает, что человек действительно получил квалификацию. Больше нет того широкого профиля», - рассказала Карлыгаш Оспанова.
К слову, о том, почему был выбран машиностроительный колледж: в 2013 году учебное заведение стало обладателем гранта проектов Всемирного Банка по модернизации технического и профессионального образования (ТиПО). В рамках этого проекта они модернизировали всю материально-техническую базу. При колледже был создан консультативный совет и здесь принимали участие их соцпартнеры - КарГорМаш, КЛМЗ, РММЗ, корпорация «Казахмыс».
«По совету этих предприятий было закуплено нужное оборудование. Впервые. Деньги целенаправленно были потрачены на действительно современное машиностроительное оборудование. Со станками с числовым программным управлением (ЧПУ). Сам КЛМЗ модернизирует свое предприятие по программе «Производительность-2020» и у них тоже будут те же ЧПУ. Программа рассчитана до 2019 года. А студенты, обучаясь на этих станках, пока модернизируется предприятие, уже будут готовы работать на этих станках при выпуске», - рассказала представитель РПП.
По словам Карлыгаш Оспановой, Палата предпринимателей, выступая в лице предприятия, рассматривает рабочие учебные планы и программы. Для того, чтобы там было больше практики, чтобы учитывались интересы и нужды предприятий.
«Впервые в Караганде была разработана программа практики. Совместно с работодателями расписывали, что студент должен делать в каждый год обучения. Раньше приходили просто пройти практику, без программы, зачастую вообще просто для галочки. То теперь ситуация в корне другая, контроль идет непосредственно мастером практики. Наставник знает, чему он должен научить. Его работа оплачивается, он уже знает, что с него будет спрос. Раньше студентов «практиковали» те, у кого выдалась свободная минутка», -рассказалаК.Оспанова.
Из множества студентов сам мастер отбирает действительно способных. А при определенных успехах уже идет оплата труда практиканту.
«Дуальное обучение - сплошная выгода. Работодатель получает реального специалиста, а студент - обеспечен работой, так как во время обучения получил реальное образование и умеет все, что должен уметь. Мы, Палата, сами определяем, с кем будем сотрудничать из учебных заведений. Были и случаи, когда мы отказывали из-за слабой подготовки».
Чтобы понять, чего хочет рабочий класс, Карлыгаш Оспанова лично анкетировала слушателей различных семинаров.
«Работая в Институте повышения качества, спрашивала у слушателей по отдельности - чему вы хотите научиться? Они - делать гипсокартон. Иду и договариваюсь с предприятием - покажите, как работать с гипсокартоном. Они отвечают, приходите завтра в рабочей форме, будем учиться и работать. Придя в Палату, мы начали налаживать контакт с предприятиями, которым рассказывали о дуальном обучении. Реакция - «А зачем это надо? Палате делать нечего?». Приходилось организовывать семинары, объяснять предпринимателям миссию лично. Разъяснять, что это - отсроченный результат, вы «лепите» работника под себя, формируете у него правильное представление о профессии, мышление. Настало время и предприятия стали по-другому на это смотреть. Теперь они всегда готовы принять студентов на экскурсии, обучения, практику, несмотря на занятость и беспрерывность производства».
В настоящий момент в Карагандинской области по дуальной системе работают 23 колледжа и 121 предприятие. Заключено 126 двух,-и трехсторонних договоров. В результате работы Палаты предпринимателей Карагандинской области возросло количество желающих обучаться рабочим профессиям в два раза.
Оставьте комментарий:
Комментарии: