Какие это государственные закупки?
Государственные учреждения продолжают игнорировать требования законодательства «О государственных закупках»
Участие субъектов частного предпринимательства в государственных закупках - проблема, которая никак не находит решения. Несмотря на то, что первые лица страны говорят о равном доступе частного бизнеса к госзакупкам, о снижении коррупционных факторов в этом процессе, на практике принцип не соблюдается и предприниматели вынуждены искать поддержки у различных надзорных органов. Но не всегда это удается.
В Совет по защите прав предпринимателей обратилось ТОО «Asia bell», которое уже не первый год уступает в конкурсах телекоммуникационному гиганту. С начала 2016 года было объявлено более 300 закупок услуг связи, телефонии и интернета, а карагандинская компания смогла принять участие только в 10 из них. И основной проблемой является нарушение норм закона «О государственных закупках» организаторами конкурсов. Несмотря на то, что они уже обращались в департамент финконтроля в прошлом году, проблема не нашла решения.
Как заявил исполнительный директор ТОО «Asia bell», Степан Водюнин, фактически организаторы закупок указывают в информации о лотах и в технических спецификациях параметры, выполнение которых технически может осуществить только АО «Қазақтелеком».
К примеру, услуги интернет закупало ГУ «Департамент по чрезвычайным ситуациям Карагандинской области». В размещенном лоте данного заказчика указано: «Подключение услуг с использование технологии GPON», после чего идет указание списка телефонных номеров номерной емкости АО «Қазақтелеком», а также «ID TV, ID Phone» - все эти торговые марки принадлежат также АО «Қазақтелеком».
Таким образом, в данном случае заказчиком одновременно были нарушены статья 37, согласно которому организатор государственных закупок обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и (или) по месту их поставки (выполнения, оказания), и статья 38, в котором говорится, что «В размещаемой информации… не допускается содержание указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иных характеристик, определяющих принадлежность приобретаемого товара, работы, услуги отдельному потенциальному поставщику…».
Сам предприниматель говорит, что, помимо закона о госзакупках, есть и Предпринимательский кодекс, в котором прописаны определенные требования.
«Статьей 163 Кодекса сказано, что государственные органы в пределах своей компетенции обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать действий, отрицательно влияющих на конкуренцию. Мы же видим, что большинство конкурсов, объявляемых государственными органами и учреждениями, как под копирку прописаны под одного поставщика. Мы понимаем, что в аппарате акима хотят сохранить номер хотя бы приемной, то, наверное, это разумно, и не можем идти против этого. Но школы - их более ста, или ГУ отдел занятости и социальных программ г. Сарани, отдел экономики и финансов г. Караганды - у них у всех те же требования, которые может удовлетворить только один поставщик. Никто, кроме них, даже участие принять не может, не то, что выиграть. А мы уверены, что можем составить честную конкуренцию основному доминанту при честных закупках», - поясняет он.
Степан Водюнин привел еще множество фактов ущемления интересов частных компаний. По его словам, в конкурсных требованиях указаны не технические спецификации, а конкретные идентификационные признаки одного оператора.
«Мы просим создать некий орган, который бы отслеживал такие ситуации, и пресекал любую попытку нарушения закона. В нашем обращении в Палату также есть предложение, чтобы сотрудников госучреждений, отвечающих за госзакупки, обучали правильно организовывать эту процедуру. Чтобы они не допускали таких грубейших нарушений уже на своем уровне. Иначе это фарс - ну какие это государственные закупки? Это обеспечение интересов одного поставщика. Это лоббирование карагандинскими госорганами интересов одной конкретной компании», - утверждает представитель компании.
С этим согласился председатель Совета по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей Карагандинской области Серик Торегельдин.
«Совершенно ясно, что нарушения допускаются не по причине некомпетентности, а как правильно вы выразились - в целях лоббирования. Наверняка, тут есть интересы третьих лиц. Если идет речь об аппарате акима, значит, нужно об этом ему написать и проинформировать о том, что у него под боком творится», - заявил председатель, напомнив, что в народе еще не забыли истории о трех карагандинских акимах, оказавшихся на скамье подсудимых.
Члены Совета решили направить материалы по обращению «Asia bell» сразу в три инстанции - инспекцию финконтроля по Карагандинской области, прокуратуру и агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. Общественный орган намерен добиться проведения проверки всех организаторов госзакупок на соблюдение законодательства.
Оставьте комментарий:
Комментарии: