Вопросы госзакупок и работы правоохранительных органов обсудил карагандинский Совет
В ходе очередного заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции рассматривали вопросы отстранение компаний от участия в госзакупках, уголовные дела, тянущиеся годами. Несмотря на то, что законодательством постоянно совершенствуются механизмы в данном направлении, проблемы в процессе государственных закупок по-прежнему остаются не просто актуальными, а наболевшими.
Начальник отдела по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Азамат Даненбаев сообщил, что вопросы государственных закупок - на втором месте среди самых проблемных. Это четко отслеживается при рассмотрении поступающих обращений от граждан.
«Мы знаем, что государство принимает меры, чтобы избежать коррупционный фактор. В приоритете - придать госзакупкам максимальную объективность, чтобы удовлетворить и интересы заказчиков, и дать возможность поставщикам исполнить свои обязательства. Но у нас повторяются одни и те же проблемы. Самая главная из них заключается в качестве составления технической спецификации и проведения некоторых процедур, - начал Азамат Даненбаев.
По его словам, государственные учреждения, объявляя тендер, часто допускают ошибки, неверно указывая технические характеристики, но свою вину пытаются переложить на предпринимателей. Это приводит к многочисленным судебным тяжбам.
«Проблема заключается в том, что по существующему законодательству качество закупок обеспечивается результатом исполнения договора поставщиком, но нет ни требований, ни обязанностей по обеспечению качества оферты со стороны заказчика, - сказал начальник отдела.
Такой пример привел представитель компании ТОО «INNOVATION TEX» из Сарани.
«В течение нескольких лет сталкиваемся с одними и теми же проблемами. Наша компания имеет лицензию на строительно-монтажные работы. Три года назад Правительство приняло решение: если у компании есть лицензия, то она допускается к конкурсу, не предоставляя наличие трудовых и материальных ресурсов. В законе это все прописано. Но на деле, к сожалению, дела обстоят иначе, - посетовал Олег Левченко.
Приказом министра финансов РК на самом деле внесены изменения в правила осуществления государственных закупок, которые введены в действие с 1 января 2018 года. Они гласят: «При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов и т.д.) документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение, то есть лицензия, выданная в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях».
Соответственно, конкурсная комиссия обязана допустить такого потенциального поставщика к конкурсу. Однако на деле заказчиками неоднократно нарушалось данное требование, и компанию не допускали к участию.
«Яркий пример - прошлогодний случай с тендером в городе Жезказгане. ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог» проводил конкурс на освещение улиц, но нас к нему не допустили. Нам пришлось подать жалобу посредством веб-портала в Комитет государственного аудита. Только после его решения провели повторный допуск к участию, и нас включили в список компаний, соответствующих квалификационным требованиям. Проходит полтора месяца, тот же заказчик объявляет новый конкурс, абсолютно аналогичный предыдущему: те же работы, только на другой улице города. И нас опять не допускают. Мы опять в аудит, и все снова по кругу. И так из года в год», - негодует Олег Левченко.
Предприниматель считает, что для сотрудников Комитета государственного аудита эта ненужная работа, которая напрасно отнимает силы и время.
«Есть закон, его должны все знать. Этим поправкам уже три года. И все равно конкурсы срываются, а потом происходит неосвоение бюджетных денег, - резюмировал он.
Как оказалось, эта проблема в сфере госзакупок для предпринимателей не единственная. Бывает, что и заключение аудиторской проверки не является верным. Тогда приходится подавать следующую жалобу, уже на само решение аудита. А это отнимает время, и конкурс, по словам предпринимателей, проходит мимо них.
«Я предлагаю внести в Закон о государственных закупках пункт о приостановлении конкурса на время рассмотрения жалобы на решение аудита, - подытожил О. Левченко.
Члены совета, в свою очередь, считают возможным рассмотреть вопрос о необходимости заказчиками предъявлять уполномоченному органу техническую спецификацию на соответствие проводимым государственным закупкам.
Жалуются предприниматели и на действия правоохранительных органов. В основном на то, что уголовные дела могут находиться в производстве следственных органов на протяжении нескольких лет, после чего выносятся постановления о прекращении производства по делу в связи с неустановлением лица, совершившего правонарушение, или в связи с отсутствием состава правонарушения.
Бизнесмены говорят, что из-за неоперативности и некачественного проведения расследования они не могут в полной мере получить защиту своих законных прав и интересов в ходе уголовного расследования.
Члены совета считают, что необходимо создать рабочую группу из числа представителей департамента полиции, антикоррупционной службы, прокуратуры и палаты предпринимателей и разработать дорожную карту по действиям органов и предпринимателей в случаях волокиты.
Оставьте комментарий:
Комментарии: