Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Сохранится ли независимый надзор за дорогами? – мнение предпринимателей

16 Сентября 2025
673 просмотров

Казахстанские автодороги остаются одной из самых чувствительных тем для общества и государства. Но вместо усиления независимого надзора Министерство транспорта предлагает шаг, который, по мнению бизнеса, не приведет к реальному повышению качества дорог.

Функций независимого контроля за качеством строительства автомобильных дорог в Казахстане предлагают передать РГП «Национальный центр качества дорожных активов». Комитет автомобильных дорог МТ уже заявил о намерении внести такие поправки в законодательство, начав с сегмента среднего ремонта.

На совещании в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» все отраслевые ассоциаций и союзы выступили против этой меры. По мнению бизнеса, централизация уничтожит конкуренцию, снизит качество надзора и создаст новые коррупционные риски.

«Мы разделяем стремление к улучшению качества дорожных работ, но считаем важным сохранить независимый контроль и честную конкуренцию. Попытка передачи функций – прямое ущемление прав предпринимателей, фактический захват рынка. Такой подход не приведет к повышению качества дорог, а лишь усилит монополию и создаст новые риски для отрасли», – отметил Управляющий директор - директор Департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Данияр Молкенов.

Действующее законодательство прямо закрепляет: технический надзор должен осуществляться субъектами рынка. Исключительное закрепление этих функций за квазигосударственным субъектом противоречит принципам конкуренции, нарушает равенство предпринимателей и идёт вразрез с политикой сокращения доли госсектора в экономике, отмечают эксперты.

Категорическое несогласие с планами передачи функций в одни руки бизнес выразил и на совещании с КАД накануне, однако комитет подтвердил намерение инициировать поправки в законодательство.

«Предложения уполномоченного органа необоснованы, не подкреплены анализом и прогнозами и могут нанести серьёзный ущерб отрасли», – отметил президент Ассоциации застройщиков Казахстана Виктор Микрюков.

Предприниматели предлагают альтернативное решение – допускать к работе компании, входящие в саморегулируемые организации (СРО). Это обеспечит внутренний контроль, материальную ответственность участников и здоровую конкуренцию.

«Мы категорически против передачи функций технадзора в НЦКДА. Вместо этого нужно развивать систему СРО, которая позволит повысить качество и ответственность в дорожной отрасли», - отметил председатель СРО «Казахстанская Ассоциация технического надзора и управления проектами» Ануар Кенжигалиев.

Как известно, в прошлогоднем Послании Президент дал ответственным госорганам четкое направление по повышению качества дорожного строительства. Теперь у бизнеса возникают вопросы не только к новым инициативам, но и к самому процессу исполнения этого поручения.

Нацпалата уже направила официальное обращение Премьер-Министру РК с предложением пересмотреть планы Комитета автомобильных дорог и найти решения, которые реально повысят качество дорожного строительства без ущерба для бизнеса.

Надеемся, что данный вопрос решиться в пользу субъектов отрасли. НПП продолжит отлеживать статус данного вопроса, с обеспечением защиты предпринимателем, и информировать бизнес.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры

405174