Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

О проекте регулирование "с чистого листа"

В сентябре 2020 года в Послании народу Казахстана Глава государства поручил внедрить регулирование «с чистого листа».

Ключевые задачи по проведению реформы отражены в Указе Главы государства о мерах по внедрению новой регуляторной политики, который был подписан 31 декабря 2020 года.

Во исполнение данного поручения нами совместно с миннацэкономики и привлеченными отечественными и зарубежными экспертами выработаны базовые подходы, подготовлен соответствующий законопроект.

30 декабря 2021 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» (далее – Закон).

Ключевым посылом закона является то, что госрегулирование должно иметь место лишь в случае наличия риска для жизни и здоровья людей, экологии, правопорядка и нравственности.

Наряду с этим, будут введены и другие, апробированные за рубежом инструменты обеспечения качества регулирования.

Закон направлен на то, что любые требования к бизнесу должны быть с понятными мотивами госрегулирования, практически исполнимыми, изложенными в доступной форме без двоякого толкования, удобными и необременительными. Уровень жесткости госрегулирования будет зависеть от уровня риска.

Базовые условия

В этой связи, в Законе четко определены 7 базовых условий к формированию регуляторных требований включают:

1) обоснованность (регуляторные инструменты и\или требования  вводятся исключительно в целях устранения имеющегося риска причинения вреда (ущерба) правам и законным интересам физических и юридических лиц, жизни и здоровью людей, окружающей среды, обороне и безопасности государства);

2) равенство субъектов предпринимательства (недопущение установления различных правовых режимов и требований для отдельных субъектов рынка, в том числе для субъектов квазигосударственного сектора);

3) открытость (понятность мотивов введения регуляторного инструмента и предоставление субъектам предпринимательства достаточного времени для приведения своей деятельности в соответствие с регуляторными инструментами);

4)  исполнимость (практическая возможность   исполнения субъектами предпринимательства вводимого регуляторного инструмента или требования);

5) определенность (изложение норм, регламентирующих регуляторные инструменты, в понятной, доступной форме, не допускающей двоякого толкования или неопределенности);

6) соразмерность и рациональность (соответствие уровня жесткости уровню риска наступления неблагоприятных событий);

7) последовательность (соответствие новых и (или) изменяемых регуляторных инструментов и(или) требований документам системы государственного планирования).

Реестр обязательных требований

Основной новеллой нового подхода к регулированию предпринимательской деятельности «с чистого листа» является внедрение Реестра обязательных требований.

Это будет единая база, содержащая исчерпывающий перечень всех требований к бизнесу. Она также позволит предпринимателю ознакомиться со всей правовой базой ведения бизнеса.

В Реестре будут содержаться только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике.

С 2024 года если требование не включено в Реестр, то по нему госорган не сможет проверять и наказывать.

Если в Реестре нет требования – то нет и наказания.

Формирование и ведение Реестра будет осуществляться МНЭ на базе системы «Әділет».

Пересмотр требований к бизнесу

На проведение пересмотра всего массива регулирования отведено 3 года.

Пересмотр требований начали с 5 отраслей, где работает наибольшее число предпринимателей, более 60% от общего числа (торговля, сельское хозяйство, общепит/проживание, транспорт).

Нормативно-технические документы

В периметр работы по пересмотру (ревизии) требований включены не только законы и подзаконные акты, но также и нормативные технические документы, в случае прямого указания на них в законах.

Реформа АРВ

Основным инструментом оценки соответствия требований к бизнесу новой регуляторной политики выступает анализ регуляторного воздействия (АРВ).

В целях обеспечения проведения АРВ на практике Законом предусмотрено:

1) распространение АРВ (экономическое обоснование последствий) не только на общие требования, но и на новые инициативы, касающиеся юридической ответственности бизнеса;

2) предполагается наделение Бизнес-омбудсмена правом вносить в МНЭ предложения по отмене или пересмотру действующих регуляторных инструментов по жалобе предпринимателей.

Модернизация механизмов проведения госконтроля и надзора

Одним из больших блоков изменений является совершенствование системы госконтроля и надзора.

1. Вводится новая форма контроля как расследование. Это необходимо для установления истинных причин нарушения и принятия в отношении них соответствующих мер.

2. Проверки будут проводиться только на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, требованиям по направленным уведомлениям. К примеру, сейчас проверки проводятся на предмет соответствия деятельности бизнеса требованиям, установленным законодательством.

3. В рамках профилактического контроля будет возможно проведение контрольного закупа. Контрольный закуп будет проводиться для выявления факта реализации продукции, не соответствующей требованиям в НПА или технических документах.

4. Новшеством также является градация деятельности субъектов по 3-м степеням риска (высокая, средняя и низкая). Ранее было 2 степени – высокая, невысокая. Введение 3 степеней позволит лучше настраивать систему проверок.

Справочно: в РФ 6 степеней риска. В странах ОЭСР – 3 степени.  

5. Предусматривается «гибкая» система управления рисками, которая предусматривает использование информационных систем. Данная система будет делить предпринимателей по конкретным степеням риска и формировать списки проверяемых субъектов.

При отсутствии такой информационной системы, госорган вправе осуществлять проверки и профконтроль с посещением в отношении не более пяти процентов от общего количества таких субъектов контроля и надзора в определенной сфере.

Данные нормы заставят госорганы автоматизировать систему оценки рисков и управлениями рисками.

Новые подходы к отчетности бизнеса

Законом предусмотрено закрепление требования о предоставлении бизнесом отчетности только в случаях, прямо предусмотренных в законах.

При введении новой отчетности вносится дополнение в Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства.

Усовершенствование института саморегулирования

Саморегулирование, основанное на обязательном членстве (участии) в сфере предпринимательской или профессиональной деятельности, вводится только при условии функционирования в данной сфере:

- саморегулируемых организаций, основанных на добровольном членстве (участии);

- и (или) иных некоммерческих организаций с обязательным членством субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, кроме НПП.

СРО основанные на добровольном членстве (участии) будут иметь право согласовывать с регулирующим госорганом разрабатываемые правила и стандарты.

В целях эффективного использования времени и ресурсов решением Заместителем Премьер-Министра-Министра торговли и интеграции Республики Казахстан Б.Т. Султанова от 5 марта т.г. утвержден План-график по организации и проведению работы по внедрению регулирования «с чистого листа» на 2022-2023 гг., в котором предусмотрены все организационные меры, сроки и этапы исполнения, с закреплением ответственных государственных органов.

Основные подходы РЧЛ (pdf)

Указ

Закон

План-график пересмотра

График обучения ГО

Актуализированный план-график по проведению анализа регуляторных актов по отраслям

Дочерние организации

Партнеры