astana-view

Реестр проблем

№132

Проблема ежегодного лицензионного сбора за розничную реализацию алкогольной продукции.

Ранее №660. Проблема ежегодного лицензионного сбора за розничную реализацию алкогольной продукции. п.2 п.3 ст. 472 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» Плательщики, получающие лицензию на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса или по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства, по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства, уплачивают сумму сбора до подачи соответствующих документов лицензиару. Плательщики, получившие лицензию на осуществление видов деятельности в сфере игорного бизнеса, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 января текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере. Плательщики, получившие лицензию на осуществление видов деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства, по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 июля текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере В процессе изучения проблемы установлена ее актуальность и для других регионов страны. Поступили обращения от индивидуальных предпринимателей (ИП «Алдашова», ИП «Есалиева», ИП «Айтбаев», ИП «Утеулиев» и др.) о предоставлении интересов в суде по административному производству о несвоевременной уплате лицензионного сбора за хранение и розничную реализацию алкогольной продукции. Как показывает практика, большинство объектов предпринимателей (продуктовые магазины) находятся среди частных домов (в малонаселенных районах), где ежедневная торговля (выручка) не позволяет ежегодно оплачивать сумму предусмотренную в пункте 1.88-1.статьи 471 Налогового кодекса. В этой связи, в начале текущего года предпринимателями были сданы вышеназванные лицензии в органы государственных доходов. Однако, после истечения установленного законного срока (20 июля), органами государственного дохода в адрес налогоплательщиков были направлены уведомления об оплате соответствующей суммы, ссылаясь на то, что предпринимателями с начала года данные лицензии были использованы несколько месяцев. По неоплаченным сборам, органами государственных доходов были возбуждены дела об административных правонарушениях с наложениесм административного взыскания в виде штрафа (от 150-700 МРП) и выплате суммы сбора (100 МРП).

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

СКО РПП, КЫЗЫЛОРДА РПП

Предложение по решению проблемы:

Отмена ЕЛС, либо изменение администрирования (дифференцированный подход). Внесение изменений и дополнений в Закон РК «О разрешениях и уведомлениях». Предусмотреть внесение изменения и дополнения в действующие законодательства в части оплаты сбора за фактическое использование.

Пути решения:

1. Направить предложения в МНЭ РК. 2. В случае необходимости провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства; 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА. О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). Действующая редакция: Статья 472. Порядок исчисления и уплаты 3.Плательщики, получившие лицензию на осуществление видов деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства, по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 июля текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере. Предлагаемая редакция: Статья 472. Порядок исчисления и уплаты 3.Плательщики, получившие лицензию на осуществление видов деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и оптовой реализации алкогольной продукции на территории ее производства, по хранению и розничной реализации алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства, уплачивают сумму сбора ежегодно до 20 июля текущего года, за исключением первого года осуществления деятельности в соответствующей сфере. В случае возврата лицензии лицензиару и прекращения действия лицензии, плательщик уплачивает сбор за фактическое использование лицензии в момент возврата лицензиару. «Об административных правонарушениях» Кодекс Республики Казахстан. Действующая редакция: Статья 282. Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции 8. Неуплата ежегодного лицензионного сбора в сроки и размерах, которые установлены Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), - влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии на соответствующий вид деятельности. Предлагаемая редакция: Статья 282. Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции 8. Неуплата ежегодного лицензионного сбора в сроки и размерах, которые установлены Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс), - влечет предупреждение. 8-1. Деяние, предусмотренное частью восьмой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, – влечет штраф на субъектов малого предпринимательства в размере ста пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере двухсот, на субъектов крупного предпринимательства - в размере семисот месячных расчетных показателей, с приостановлением действия лицензии на соответствующий вид деятельности.

Дата включения в реестр:

2016-11-11 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-12-25 00:00:00

Ход исполнения:
08.01.2018; 1. В Кодексе РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет Налоговым кодеком» от 25 декабря 2017 года № 120-VI, для лиц, получивших лицензию за хранение и розничная реализацию алкогольной продукции, вместо ежегодного лицензионного сбора предусмотрена Плата за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности, с оплатой равными долями не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря текущего года. При этом, в случае, если период пользования лицензией в отчетном налоговом периоде составляет менее одного года, сумма платы определяется путем деления суммы платы, исчисленной за год, на двенадцать и умножения на соответствующее количество месяцев (полных или неполных) пользования лицензией в году. (ст.555-558 НК) Также предусмотрено снижение ставки платы за хранение и розничная реализация алкогольной продукции, за исключением деятельности по хранению и розничной реализации алкогольной продукции на территории ее производства: - в других городах и поселках- 60 МРП - в сельских населенных пунктах -20 МРП. 2.Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 25 декабря 2017 года № 122-VI исключен пункт 8 статьи 282 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях ( пункт 7 статьи 1 ЗРК)
12.12.2016; ---------
12.12.2016; В рамках рассмотрения проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» в Мажилисе Парламента РК депутатским корпусом внесены предложения о 1) разделении областных центров от городов, имеющих статус областного значения; 2) снижении ставок лицензионного сбора за розничную реализацию алкогольной продукции для городов (за исключением городов Астана, Алматы, областных центров) и поселков, для сельских населенных пунктов. 3) установлении процедуры возврата и зачета излишне уплаченного лицензионного сбора. По итогам рассмотрения поправок Правительством РК представлено отрицательное заключение по первому и второму вопросам, в связи с чем они будут прорабатываться в рамках разработки нового Налогового кодекса, запланированного на 2017 год. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс в части возможности зачета и возврата излишне уплаченной суммы лицензионного сбора.
17.10.2017; 1. В 2015 году в рамках экспертного заключения к проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства» дано предложение пересмотреть срок уплаты ежегодного лицензионного сбора для предпринимателей, получивших лицензию на алкогольную продукцию с 20 января на 20 июля. Учтено Законом РК от 29 октября 2015 года № 376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства». 2. В 2016 году в рамках экспертных заключений к проектам: 1) Концепции Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налоговой политики» НПП письмом от 08.07.2016 г. № 6966; 2) Концепции Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» НПП письмом от 26.07.2016 г. № 7616 направлены предложения в части снижения ставки ежегодного лицензионного сбора за хранение и розничную реализацию алкогольной продукции с пересмотром категории административно-территориальной единицы, поскольку установленные для городов Астана, Алматы ставки несоизмеримы со ставками, установленными для городов республиканского (с населением более 1 000,0 тыс. человек) и областного (с населением более 50,0 тыс. человек) значения (к примеру, Астана и Степногорск, Алматы и Балхаш) (не поддержано); 3) Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» НПП письмом от 10.08.2016 г № 8208 направлено предложение о необходимости установления отдельно регламентированного порядка возврата, зачета лицензионного сбора за хранение и розничную реализацию алкогольной продукции. Учтено частично. Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 30 ноября 2016 года № 26-VI установлен отдельно регламентированный порядок возврата, зачета лицензионного сбора за хранение и розничную реализацию алкогольной продукции. 3. В 2017 году в рамках работы по разработке проекта нового Налогового кодекса одобрено предложение НПП касательно разделения областных центров от городов, имеющих статус областного значения, а также снижения ставок лицензионного сбора за розничную реализацию алкогольной продукции для городов (за исключением городов Астана, Алматы, областных центров) и поселков, для сельских населенных пунктов. Учтено. Согласно проекту Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который в настоящее время находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК, ежегодный лицензионный сбор установлен в виде платы за подтверждение лицензии по отдельным видам предпринимательской деятельности, пересмотрены категории административно- территориальной единицы, и снижены ставки для городов (за исключением городов Астана, Алматы, областных центров) и поселков с 70 до 60 МРП в год, для сельских населенных пунктов с 30 до 20 МРП в год. Кроме того пересмотрен срок уплаты. Ранее уплата всей суммы сбора за год производилась до 20 июля одним платежом, согласно проекту будет производиться равными долями в 4 срока (не позднее 25 марта, 25 июня, 25 сентября и 25 декабря текущего года).
26.12.2016; В рамках рассмотрения проекта Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» в Мажилисе Парламента РК депутатским корпусом внесены предложения о 1) разделении областных центров от городов, имеющих статус областного значения; 2) снижении ставок лицензионного сбора за розничную реализацию алкогольной продукции для городов (за исключением городов Астана, Алматы, областных центров) и поселков, для сельских населенных пунктов. 3) установлении процедуры возврата и зачета излишне уплаченного лицензионного сбора. По итогам рассмотрения поправок Правительством РК представлено отрицательное заключение по первому и второму вопросам, в связи с чем они будут прорабатываться в рамках разработки нового Налогового кодекса, запланированного на 2017 год. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс в части возможности зачета и возврата излишне уплаченной суммы лицензионного сбора.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Сапарова Акмарал Беловна

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Руководитель подразделения:

Жанбулатова Женыс Сайлаубековна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Дочерние организации

Партнеры