astana-view

Реестр проблем

№38

Проблема увеличения налоговой нагрузки на крестьянские и фермерские хозяйства

Ранее №519. Проблема увеличения налоговой нагрузки на крестьянские и фермерские хозяйства В настоящее время крестьянские и фермерские хозяйства республики столкнулись с серьезной проблемой, связанной с увеличением налоговой нагрузки и как следствие снижением темпа роста и развития данного сектора экономики. Указанное обстоятельство обусловлено внесением в соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения» от 28 ноября 2014 года изменений и дополнений в статью 439 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Так, согласно вышеуказанным изменениям специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств применяют крестьянские или фермерские хозяйства при одновременном соответствии следующим условиям: 1) совокупная площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования) не превышает следующей предельной площади земельного участка, установленной для: - Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей – 3 500 га; - Атырауской, Мангистауской областей – 1 500 га; - Алматинской, Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей – 500 га, в районах, расположенных на землях пустынных и предгорно-пустынно-степных почвенно-климатических зон (Бетпак Дала, пески возле озера Балхаш), – 1 500 га; 2) осуществляют исключительно виды деятельности, на которые распространяется данный специальный налоговый режим; 3) не являются плательщиками налога на добавленную стоимость. В случае несоответствия данным требования крестьянские и фермерские хозяйства переходят на общеустановленный порядок налогообложения. Данная норма была введена по инициативе Министерства сельского хозяйства РК в целях борьбы с нерациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения. При этом, должный анализ регуляторного воздействия о возможных затратах предпринимателей проведен не был, в результате чего имеют место отрицательные последствия: 1) крестьянские и фермерские хозяйства, не отвечающие условиям статьи 439 Налогового кодекса, обязаны перейти на общеустановленный порядок или специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, что в свою очередь приведет к увеличению налоговой нагрузки по предварительным подсчетам в 4 - 10 раз. Такое положение обусловлено тем, что крестьянские и фермерские хозяйства при переходе на общеустановленный порядок вынуждены производить уплату увеличенного в 5 раз земельного налога и платы за пользование по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, ИПН с доходов, НДС, социального налога, платы за эмиссии в окружающую среду. При этом крестьянские и фермерские хозяйства, которые перешли на общеустановленный порядок, оказались в худшем положении в сравнении с юридическими лицами – сельхозтоваропроизводителями, применяющими специальный налоговый режим, поскольку для таких юридических лиц действующим законодательством сохранены нормы по уменьшению сумм КПН и НДС на 70%, тогда как крестьянские и фермерские хозяйства обязаны производить уплату ИПН с доходов и НДС в полном объеме без каких-либо уменьшений. Кроме того, введенными изменениями не предусмотрены какие-либо переходные положения в связи с переходом на общеустановленный порядок в части отнесения на вычеты расходов, понесенных в предыдущем году, определения стоимостного баланса фиксированных активов, переносу убытков и т.д.; 2) увеличение налоговой нагрузки приведет к увеличению себестоимости производимой продукции, неконкурентоспособности и убыточности деятельности крестьянских и фермерских хозяйств; 3) нововведения вынуждают субъектов предпринимательства снизить объемы производства (в целях сохранения специального налогового режима) до 59 млн. тенге, сократить площади используемых земельных участков, что исключит рост и развитие субъектов МСБ; 4) крестьянские и фермерские хозяйства при осуществлении иных видов деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, вынуждены регистрировать дополнительное юридическое лицо или ИП. При этом необходимо отметить, что установленное ограничение на осуществление иных видов деятельности, на которые не распространяется специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, приведет к искусственному увеличению количества действующих субъектов предпринимательства и искажению статистических данных по уровню занятости населения

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ДЕПАРТАМЕНТ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Предложение по решению проблемы:

Необходимо увеличить предельную площадь земельных участков сельскохозяйственного назначения для сохранения специального налогового режима для крестьянских или фермерских хозяйств, при этом определение предельной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения возложить на местные исполнительные органы, а также исключить запрет на осуществление иных видов деятельности, на которые не распространяется данный специальный налоговый режим. Наряду с этим, исключить установленное требование, в соответствии с которым крестьянские и фермерские хозяйства для применения специального налогового режима не должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость, ввиду тог, что данное требование является прямым ограничением для дальнейшего развития субъектов агропромышленного комплекса.

Пути решения:

Предлагаемые поправки реализовать в рамках законопроектной деятельности государственных органов и Парламента Республики Казахстан Нормативный правовой акт: Кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»

Дата включения в реестр:

2016-11-10 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-02-15 00:00:00

Ход исполнения:
30.11.2016; Соисполнители -Департамент развития малого и среднего бизнеса, Департамент общественного мониторинга и работы с административными барьерами. Письмом от 24.04.2015 года №4825 на имя Премьер-Министра РК К. Масимова направлены предложения о приостановлении действия норм Налогового кодекса РК по ограничению КХ, применяющих СНР для крестьянских фермерских хозяйств, как по площади сельскохозяйственных угодий, так и по виду деятельности, на которые распространяется данный режим и о созыве очередного Заседания Консультативного совета по вопросам налогообложения для обсуждения предложений и рекомендаций по совершенствованию налогового законодательства для субъектов АПК. Подготовлены поправки в Налоговый кодекс в части расширения предельного размера площади (установления предела только по пашням), предоставления право применения режима при осуществления других видов деятельности, восстановления право являться плательщиком НДС, а также распространения 70% льготы на исчисленные суммы ИПН, НДС, соцналога, налога на транспорт и имущество по аналогии СНР для юридических лиц СХТП. Данные поправки были включены в законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сокращения разрешительных документов и упрощения разрешительных процедур». Учитывая, что данные поправки не являются предметом указанного законопроекта они были исключены госорганами из законопроекта. Кроме того, в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения», разработанном МНЭ РК, предусмотрена поправка по увеличению предельных площадей в зависимости от территориальных зон. На основании решения принятого на совещании 8 августа 2015 года у Министра МСХ подготовленные поправки по распространению СНР с 70% льготой на КФХ и предоставления права осуществления иных видов деятельности в рамках СРН для КФХ направлены для включения в законопроект по вопросам налогообложения. В настоящее время указанные поправки включены в законопроект РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования. При этом, учитывая, что в законопроекте разработчиками предусмотрено введение данных поправок с 1 января 2016 года, ДН НПП РК подготовлена служебная записка на имя Мырзахметова А.И. о целесообразности введения указанных поправок с 1 января 2015 года для рассмотрения Рабочей группой Мажилиса Парламента РК в рамках вышеуказанного Законопроекта.Предложения по введению указанных поправок с 1 января 2015 года рабочей группой не были поддержаны. Кроме того, депутатами Мажилиса Парламента было принято решение перенести поправки по распространению СНР с 70% льготой на КФХ и предоставления права осуществления иных видов деятельности в рамках СРН для КФХ из законопроекта по вопросам налогообложения в законопроект «О сельскохозяйственных кооперативах». В связи с актуальностью проблемы соответствующие предложения направлены в МНЭ РК в рамках рассмотрения Концепции проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» (исх.№7616 от 26.07.2016 года), а также в МСХ РК – в рамках оптимизации земельного законодательства (исх.8136 от 09.08.2016 года).
31.01.2017; В целях решения вопроса Законом РК от 3.12.2015 г. № 432-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» для применения крестьянскими и фермерскими хозяйствами специального налогового режима на основе уплаты единого земельного налога по отдельным регионам пересмотрен предельный размер совокупной площади земельных участков сельскохозяйственного назначения (по пастбищам). Также, Законом РК от 29.10.2015 г. № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам сельскохозяйственных кооперативов» для крестьянских и фермерских хозяйств, осуществляющих расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке, предусмотрено право применения с 1 января 2016 года специального налогового режима для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов, предусматривающего 70 % льготу по ряду налогов. В 2016 году Законом РК от 30.11.2016 г. № 26-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» сохранено право применения специального налогового режима для крестьянских и фермерских хозяйств при реализации активов, ранее использованных хозяйством в сельскохозяйственной деятельности и при импорте товаров, по которым уплачен НДС на импорт или использован метод зачета.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Осипова Эльмира Бабахановна

Эксперт 1 категории

Руководитель подразделения:

Жанбулатова Женыс Сайлаубековна

Директор

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры