astana-view

Реестр проблем

№54

Запрет на перевозку пассажиров между пунктами на территории РК при осуществлении регулярных международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа.

Ранее №567. Запрет на перевозку пассажиров между пунктами на территории РК при осуществлении регулярных международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа. Данный запрет, предусмотрен п. 257 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 02.07.2011 г. № 767 (далее — Правила), в соответствии с которым при осуществлении регулярных международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа перевозка пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан запрещается. Как известно, именно автомобильный транспорт является наиболее распространенным видом транспорта, имеющим широкую сеть дорог, большую техническую и социальную инфраструктуру, доступность широким слоям населения. Именно услуги автомобильного транспорта охватывают практически все населенные пункты региона и подчас только данные услуги являются наиболее мобильными и приемлемыми. В соответствии с квалификационными требованиями международные маршруты обслуживаются наиболее современными, в техническом отношении безупречными, комфортабельными автобусами. Подобные автобусные парки привлекательны для исключительного большинства пассажиров. Время отправления указанных автобусов указывается в расписании движения, маршрут движения оглашается по требованию пассажиров справочной службой, объявляется при посадке. Однако, выглядит нелепым отказ билетных кассиров, к примеру, реализовать билет на поездку до с. Железинка (приграничный с Омской областью РФ населенный пункт) на автобус, следующий по маршруту «Павлодар-Омск». Такой отказ вызывает у пассажиров по меньшей мере недоумение и возмущение, порождает множество жалоб и нареканий. Вместе с тем, схемы движения автотранспортных средств по международным маршрутам утверждаются соответствующими министерствами государств. Как правило, в данных схемах указываются наиболее крупные населенные пункты, районные центры, подлежащие обслуживанию, то есть заезду. При этом, норма п. 257 Правил, запрещающая перевозку пассажиров между населенными пунктами не содержит в себе надлежащего толкования о том, между какими именно населенными пунктами (между пунктом отправления и последующими пунктами, между последующими пунктами и т.д.) запрещается перевозить пассажиров. Неоднозначность толкования указанной нормы, а точнее отсутствие такого толкования на практике порождает неоднозначное применение этой нормы, хаос и беспорядки, создает условия для совершения коррупционных действий должностных лиц государственных контролирующих и правоохранительных органов. Следствием такой нормотворческой деятельности зачастую является то, что современный автобус, способный перевозить порядка 50 пассажиров, отъезжает с двумя пассажирами в салоне, тогда как на перроне станции отправления остаются порядка 30 возмущенных человек, которым было отказано в продаже билетов. Данные обстоятельства являются нарушением потребительских прав граждан, а также грубейшим нарушением конституционного права каждого гражданина на свободу передвижения. Несовершенство подобных правовых норм породило в регионе очень большой всплеск деятельности нелегальных перевозчиков. Практически на всех привокзальных площадях имеется множество различных «Газелей», «Бусиков» и т.д., которые за аналогичную плату готовы перевезти пассажиров в любой конец области. Услугами таких нелегальных перевозчиков зачастую пользуются граждане, не удовлетворенные услугами регулярных маршрутных перевозчиков. Вместе с тем, деятельность «нелегалов» в действительности не контролируется уполномоченными государственными органами, автотранспортные средства в своем большинстве не соответствуют предъявляемым техническим требованиям и стандартам, автомобили не проходят предрейсовый технический осмотр. Водители таких транспортных средств не проходят предсменный медицинский осмотр, не соблюдается режим труда и отдыха водителей и т.д. Таким образом, жизнь и здоровье пассажиров при оказании услуг нелегальными перевозчиками подвергается огромной опасности, а подобного рода деятельность по своей сути имеет все признаки «теневой» экономики. Таким образом, считаем, что запрет, предусмотренный п. 257 Правил, приводит к следующим последствиям. Во-первых, данный запрет автоматически приведет к убыточности этого бизнеса. Это вполне логично, потому что автобусы будут ездить полупустыми, а затраты пассажироперевозчик несет прежние. В свою очередь, из-за убыточности занимающиеся пассажирскими перевозками предприниматели перестанут существовать. Во-вторых, открывается широкое поле деятельности для недобросовестных представителей контролирующих органов, для коррупции. Много ли существует водителей, которые при наличии свободных мест в автобусе не брали бы попутных пассажиров. То есть, норма п. 257 Правил зачастую не исполняется. В-третьих, у так называемых «нелегальных перевозчиков» появилась возможность перевозки пассажиров за определенную плату. Подобные перевозчики, как правило, уклоняются от уплаты налогов.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

ПАВЛОДАР РПП

Предложение по решению проблемы:

Для решения данной проблемы предлагаем исключить п. 257 Правил.

Пути решения:

Предлагаемые поправки реализовать в рамках Постановления Правительства РК «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства от 02.07.2011 г. № 767 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 02.07.2011 г. № 767

Дата включения в реестр:

2016-11-10 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-02-15 00:00:00

Ход исполнения:
02.12.2016; 15.04.2016г. - В конце 2015 года отработана с уполномоченным госорганом и включена данная норма в законопроект по реформи-рованию транспорного контроля». В настоящее время МИР РК приостановил дальнейшую разработку законопроекта в связи с разногласиями госорганов.
06.03.2017; Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности (Протокол № 417 от 08.02.2017) одобрена концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта». В рамках которой предусмотрено обеспечение населенных пунктов в приграничных областях регулярными автомобильными перевозками пассажиров и багажа предлагается разрешить казахстанским регулярным международным перевозчикам осуществлять перевозки между населенными пунктами, расположенными по территории одной приграничной области Республики Казахстан.
13.05.2019; 19 апреля 2019 г. подписан Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта", в рамках которого внесены изменения и дополнения в пункт 4 статьи 43 ЗРК "Об автомобильном транспорте", исключающие запрет на перевозку пассажиров и багажа отечественными перевозчиками между населенными пунктами области Республики Казахстан, через которые осуществляется выезд в иностранное государство или въезд с иностранного государства. Статья 43 ЗРК "Об автомобильном транспорте" 4. Запрещается при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении перевозка пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан, за исключением перевозки пассажиров и багажа отечественными перевозчиками между населенными пунктами области Республики Казахстан, через которые осуществляется выезд в иностранное государство или въезд с иностранного государства.
14.08.2018; 31 мая т.г. Правительством РК в Мажмлис Парламента внесен на согласование проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта», в рамках которой предусмотрено обеспечение населенных пунктов в приграничных областях регулярными автомобильными перевозками пассажиров и багажа предлагается разрешить казахстанским регулярным международным перевозчикам осуществлять перевозки между населенными пунктами, расположенными по территории одной приграничной области Республики Казахстан. В настоящий момент сформирована рабочая группа Мажилиса Парламента для обсуждения в сентябре т.г. вышеназванного проекта Закона.
17.07.2017; Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности (Протокол № 417 от 08.02.2017) одобрена концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта». В рамках которой предусмотрено обеспечение населенных пунктов в приграничных областях регулярными автомобильными перевозками пассажиров и багажа предлагается разрешить казахстанским регулярным международным перевозчикам осуществлять перевозки между населенными пунктами, расположенными по территории одной приграничной области Республики Казахстан. 19.06.2017 в МИР РК состоялось заседание рабочей группы по обсуждению проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» (далее - проект Закона) (сравнительная таблица прилагается). в рамках рабочей группы одобрена поправка (порядковый номер 72, внесение изменений в п. 4 ст. 43 ЗРК "Об автомобильном транспорте"). в настоящий момент проект Закона на обсуждении.
18.01.2018; Межведомственной комиссией по вопросам законопроектной деятельности (Протокол № 417 от 08.02.2017) одобрена концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта». В рамках которой предусмотрено обеспечение населенных пунктов в приграничных областях регулярными автомобильными перевозками пассажиров и багажа предлагается разрешить казахстанским регулярным международным перевозчикам осуществлять перевозки между населенными пунктами, расположенными по территории одной приграничной области Республики Казахстан. 13 декабря на рассмотрение НПП РК поступил проект ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» (сравнительная таблица прилагается). в рамках Закона одобрена поправка (порядковый номер 85, внесение изменений в п. 4 ст. 43 ЗРК "Об автомобильном транспорте"). Статья 43. Организация и осуществление международных автомобильных перевозок пассажиров и багажа … 4. Запрещается при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении перевозка пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан, за исключением перевозки пассажиров и багажа отечественными перевозчиками между населенными пунктами области Республики Казахстан, через которую осуществляется выезд в иностранное государство или в которую осуществляется въезд с иностранного государства. В соответствии с Планом законопроектных работ МИР РК вышеуказанный законопроект направлен в Министерство юстиции РК на согласование.
28.12.2018; 31 мая т.г. Правительством РК в Мажилис Парламента РК внесен на согласование законопроект РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта», в рамках которого предусмотрена поправка по обеспечению населенных пунктов в приграничных областях регулярными автомобильными перевозками пассажиров и багажа, что позволит казахстанским регулярным международным перевозчикам осуществлять перевозки между населенными пунктами, расположенными по территории одной приграничной области РК. В настоящий момент, предлагаемая поправка одобрена членами рабочей группы Мажилиса Парламента РК. Принятие Законопроекта планируется в первом полугодии 2019 г.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Амрин Мурат Амангельдиевич

Эксперт 1 категории

Руководитель подразделения:

Дженалинов Рустан Жанатович

Управляющий директор - директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Скачать

Дочерние организации

Партнеры